26 сент. 2014 г.

Задания 1-3. Работа с текстом.

Текст:

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли.
(2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
(3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Задание 1. Информационная обработка текста.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Ответ: 35
Уровень сложности: Базовый. Цена вопроса: 2 балла.

Разбор

Первым делом отсекаем предложение (1), которое искажает смысл текста: Сибирь занимает почти 1/4, а не 2/5 Азии. Затем находим слова, в которых заключается ключевой смысловой компонент данного фрагмента. О чем, собственно, идет речь? В каждом предложении говорится о Сибири. Значит Сибирь - это "микротема" текста. В чем же его "микропроблема"? Для ответа на этот вопрос нужно понять, какова логическая связь между предложениями? При этом не обойтись без заполнения пропуска в предложении (3), хотя это является предметом не первого, а второго задания. Странная очередность заданий, скажете вы? Согласен.
Очевидно, что вставить нужно слово ПОЭТОМУ. Теперь мы имеем понятную логическую структуру. В тексте говорится о ПРИЧИНЕ  того, почему планам развития Сибири уделяется большое внимание.

Максимально сжимаем каждое предложение. Получаем примерно следующее (в упрощенном виде):

1) Сибирь большая.
2) НО помимо размеров Сибирь удивляет природными богатствами.
3) ИМЕННО ПОЭТОМУ власти уделяют особое внимание планам ее развития.

Обязательно сохраняем в нашей упрощенной схеме логические маркеры, связывающие предложение в единый текст. Нетрудно заметить, что первое предложение - это своего рода зачин, а вывод, результат содержится в предложении (3). На это указывают слова ИМЕННО ПОЭТОМУ. Значит информация о планах развивать Сибирь обязательно должна сохраниться, иначе пропадет весь смысл.

Какова же роль предложений (1) и (2)? В них описана ПРИЧИНА. Слово НО можно истолковать двояко. Либо НО = И (И ТАКЖЕ). В этом случае информация предложения (1) также важна. Либо НО как раз указывает на то, что ключевая причина внимания правительства к Сибири указана в предложении (2), а предложение (1) можно проигнорировать. Итак, мы точно знаем, что в резюме данного текста должно быть указано, что в Сибири много богатств и что ее экономику планируют активно развивать. Также мы предполагаем, что между этими двумя фактами должна быть сохранена причинно-следственная связь.

Подходят пункты 3 и 5. Причем пункт 3 подходит лучше, т.к. в нем имеется слово «поскольку», указывающее на причинно-следственную связь. Как видим, составители теста (институт ФИПИ) считают верным ответ, включающий оба эти пункта. Очевидно, они сочли, что причинно-следственное взаимодействие логических компонентов текста в данном случае является второстепенным.

Рекомендации

Задание 1 построено на явлении синтаксической и лексической синонимии: одна и та же информация может быть выражена разными словами. Помните, что в ответе всегда должно быть ДВА пункта. Это близкие по смыслу, но различные по синтаксической структуре предложения.

Чтобы выполнить задание, необходимо понять, что такое «главная информация» и как она может быть выражена. Не забывайте сразу отсеивать предложения, искажающие исходную информацию (часто искажена какая-то мелкая деталь). Также отбрасываем предложения, в которых полнота информации явно недостаточна для передачи главной мысли, содержащейся в тексте. На практике задание 1 часто имеет смысл выполнять методом исключения: как правило, три предложения можно смело забраковать, в этом случае оставшиеся два пункта - это и есть верный ответ.

Обращать ли внимание на союзы, союзные, вводные и прочие слова, указывающие на логическую структуру текста? Разобранный пример показывает, что в данном случае для составителей теста слово ПОЭТОМУ оказалось неважным. И все же без анализа этих "маркеров" вы не сможете понять, где тезисы, где аргументы, где примеры, а где выводы. Без этого найти главную информацию невозможно.

В заключение один не очень научный совет: в поисках главной информации не копайте слишком глубоко и полагайтесь на интуицию.

К сведению:

За выполнение задания 1 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает 1 балл. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения. В этом и во всех других заданиях цифры следует записывать БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

Задание 2. Средства связи предложений в тексте.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
однако
поэтому
это
потому что
хотя
Ответ: поэтому
Уровень сложности: Базовый. Цена вопроса: 1 балл.

Разбор

После одного из самых сложных заданий (№1) нам предлагается едва ли не самое простое. Что ж, контрастный душ в начале экзамена не повредит.
Слова и словосочетания, из которых нужно сделать выбор, обозначают определенную логическую связь между соседними предложениями. Например, слова «потому что» предполагают, что первое предложение содержит следствие, а второе причину. Слово «поэтому» - наоборот и т.д.
Но в данном случае можно даже не вникать в эти тонкости, поскольку подстановка любого слова, кроме «поэтому», приводит не только к нарушению логики, но и к стилистическому диссонансу, который наверняка резанет вам слух: «Именно однако…», «Именно это…уделяется большое внимание» и т.д. Если русский язык для вас родной, то вы так никогда не скажете. Ну и, разумеется, нетрудно заметить, что предложения (2) и (3) в тексте связаны как причина и следствие, а не наоборот. Именно поэтому мы выбираем ответ «поэтому».

Рекомендации

Можно составить длинный список союзов, союзных и вводных слов, словосочетаний с указательными местоимениями и т.п., указав, какую логическую связь между предложениями они могут вводить. Я не хочу этого делать не потому что мне лень, а потому что вам совершенно незачем забивать себе голову такими пустяками. Любой носитель языка интуитивно и так знает, зачем нужно какое слово. Сложность может заключаться в другом: необходимо четко понять логику текста. Особенно внимательно нужно прочитать предложение, предшествующие тому, в котором имеется пропуск, но учитывать нужно все предшествующие ему предложения.

Даже если ответ кажется очевидным, необходимо попробовать подставить каждое слово, убедившись, что остальные не годятся. Некоторые сразу отпадут по соображениям стилистики (как в разобранном примере), другие будут нарушать логику. В итоге у вас не останется сомнений, в том, какое слово нужно вписать в ответ. По сути, единственное, что нужно для успешного выполнения данного задания – понять логику текста и выбрать средство связи, которое эту логику обеспечивает.

Задание 3. Лексическое значение слова.


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

Ответ: 2

Уровень сложности: Базовый. Цена вопроса: 1 балл.

Разбор

Внимательно читаем предложение:

Именно <поэтому> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Очевидно, что под словом "планы" подразумевается некая программа экономического развития региона. Но здесь можно угодить в ловушку. "Программе", на первый взгляд, соответствует и второй, и третий пункт. Но в пункте 3 речь идет о программе, в ином смысле: там имеется ввиду взаимное расположение частей документа. Хотя правительственные планы непременно изложены в каком-то документе (постановление, программа и т.п.), но в данном случае речь явно идет не о документе, а о самих планах как некой абстракции: о совокупности намерений. Поэтому пункт 3 отбрасываем.
Остальные пункты вообще "не в кассу" (чертеж, масштаб изображения и пр.). Поэтому смело выбираем пункт 2. При выборе ответа обращаем внимание на примеры из словарной статьи. Так, в пункте 2 к нужному нам смысловому наполнению лучше всего подходит пример "стратегический план". Наличие этого примера должно дать вам дополнительную гарантию в правильности выбранного ответа.

Рекомендации

Многие слова имеют больше одного значения. Вы должны продемонстрировать понимание всех нюансов смысла слова, выбирая нужный пункт из словарной статьи. Естественно, что сделать это можно только с опорой на контекст.
Многие варианты у вас сразу отсеются. Если останется несколько (например, два, как в разобранном примере), еще раз прочитайте предложение из текста, а затем разберитесь, в чем разница между приглянувшимися вам вариантами. После этого вы без труда сделаете выбор. Или с трудом... как получится.

Комментариев нет :

Отправить комментарий