29 мар. 2013 г.

Ирина Голуб - королева контрафакта

Случалось ли вам когда-нибудь покупать контрафактные джинсы? На прилавке они выглядят замечательно, да и цена у них выше, чем у оригинала (если покупать, не у нас, а, скажем, в США). Но почему-то после первой стирки эти джинсы окрашивают в свой первоначальный цвет все, с чем соприкасались, а сами при этом линяют, деформируются и расползаются по швам. Отличия между производителями контрафакта сводится к тому, что одни копируют логотип и фирменный стиль оригинала полностью, а другие его слегка видоизменяют (вместо Gucci напишут Guchi, и дело с концом). Как ни странно, та же история случается и с пособиями по ЕГЭ.


Приходит выпускник или его мама в книжный магазин и думает: "Что же выбрать? Глаза разбегаются!" И тут (о радость!) в ворохе пособий по ЕГЭ растерявшийся покупатель видит знакомый дизайн обложки с большими буквами ЕГЭ. Он это точно где-то видел. Кажется, это что-то официальное и супер-проверенное, тем более, что на обложке сказано: "Высший уровень качества". "Это оно!" - думает незадачливый покупатель и бежит с вожделенным пособием на кассу. А дома начинает читать, и ничего не понимает. И главное, чего он не понимает, какое отношение это издание имеет к ЕГЭ. "Еще один простак попался в сети", - думает коварный производитель контрафактного пособия и подсчитывает нетрудовые доходы. И все это отнюдь не выдумки, а суровая реальность рынка учебной литературы по теме ЕГЭ по русскому языку. А королевой контрафакта на этом рынке является Ирина Борисовна Голуб.


Справа: ЕГЭ 2013. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем! / И.Б.Голуб. - М: Эксмо, 2012.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) уже много лет использует этот дизайн обложки в своих официальных пособиях, что сделало его узнаваемым и популярным (см. обложку сакрального "Федерального банка экзаменационных материалов", которая изображена на коллаже слева). "Эксмо". Разумеется, быстро нашлись желающие воспользоваться раскрученным стилем для продвижения своих пособий по ЕГЭ. Удивляет даже не участие в этом процессе Ирины Голуб, а то, что почтенное издательство "Эксмо" избрало такую модель продвижения своей продукции на рынок. Возможно, в компании полагают, что, раз они раскрутили этот "фирменный стиль", то его теперь следует использовать на любых изданиях, имеющих отношение к ЕГЭ, независимо от их содержания и авторства.

Формально придраться к издательству невозможно: ведь нельзя же украсть интеллектуальную собственность у самого себя. Можно вспомнить и такое явление, как серии книг, имеющих общий дизайн (к примеру, ЖЗЛ). Но объединение неравноценных пособий под одной стилистической "крышей" - это, мягко говоря, странный подход. Ведь упаковка в данном случае воспринимается неискушенным потребителем как атрибут товара. Представьте себе, что известный мировой бренд, помимо качественных фирменных вещей, начнет производить подделки под собственную продукцию, а потом все это вместе продавать в своих же магазинах. Чем не бизнес-модель? Ничьи интересы, вроде бы, не пострадали. Ну если, конечно, не считать потребителя, который купил не то, за что заплатил (а хотел он официальное, "проверенное" издание). Но кто же у нас о таких пустяках будет беспокоиться.

При любом раскладе ответственность лежит и на авторе, который прекрасно знает, что пытается примазаться к чужой деловой репутации (в данном случае - к репутации ФИПИ). Но авторов, публикующих свои пособия с такими обложками, много, почему же именно Ирину Голуб я считаю королевой контрафакта? Дело в том, что, несмотря на большие буквы ЕГЭ на обложке, данное пособие вообще никак не связано с темой госэкзамена, единственная связь с ЕГЭ - это как раз обложка. А внутри это просто справочник по различным разделам русского языка. Благо автору есть чем поделиться со страждущими выпускниками: вершиной творчества И.Б.Голуб было участие в написании вузовского учебника русского языка в соавторстве с Д.Э.Розенталем, а нижней точкой ее карьеры... Ну вы в курсе.

Действительно, зачем такому известному и уважаемому человеку еще напрягаться, изучая формат ЕГЭ, придумывая какие-то тесты, пытаясь найти способы борьбы с "подводными камнями" госэкзамена? Народ и так раскупит тираж, если сделать правильную "упаковку", то есть написать на обложке большими буквами ЕГЭ, а для сомневающихся добавить: "Подготовка к ЕГЭ. Высший уровень качества". Невероятно, но это факт: слоган "Высший уровень качества" тоже пошел в тираж, в частности он представлен и на изданиях ФИПИ этого года!

Такой инновационный подход к продвижению печатной продукции можно сравнить с продажей больному человеку пустышек под видом лекарств. Или с фантастической ситуацией, как если бы вы купили в магазине ноутбук, а открыв дома коробку, нашли там набор комплектующих и инструкцию, озаглавленную "Сделай сам". Остается только радоваться, что внутри пособия И.Голуб находится нечто, хотя бы имеющее отношение к русскому языку, а не справочник по астрологии.

И можно ли обвинять работников издательства, что они не разобрались "что внутри"? Было, кстати у "Эксмо" и ранее похожее издание Н.А.Гырдымоой с такой же обложкой, которое также никак не связано с подготовкой к ЕГЭ. Но там хотя бы было честно написано на самом видном месте: "Справочник". А что означают слова: на обложке И.Голуб "Русский язык без репетитора"? Означают они только одно: такие пособия лучше раскупаются родителями, ведь никто не хочет платить по 2000 рублей за частный урок, лучше купить чудотворное пособие, которое волшебным образом возьмет на себя подготовку выпускника к ЕГЭ.

Но не тут-то было! В пособии "Русский язык без репетитора" почти 400 страниц, поэтому выпускнику придется надолго погрузиться в захватывающий мир русской филологии. Он узнает, например, что такое лексическое значение слова, получит актуальные сведения о русском алфавите, в разделе словообразование узнает о правописании приставок, в разделе морфология подробно изучит порядок разбора каждой части речи. Также он сможет выполнить множество увлекательных упражнений и вообще значительно повысит уровень своей эрудиции. Правда при этом ему придется надолго забросить подготовку к ЕГЭ, причем не только по русскому, но и по остальным предметам.

Описанное пособие Ирины Голуб издается уже не первый год. Одна из причин этой перманентной наглости, видимо, заключается в том, что никто не хочет выносить сор из избы, заявив в лицо своему коллеге по филологическому цеху, что, независимо от издательской политики "Эксмо", она фактически ворует обманывает покупателей, вводя их в заблуждение относительно содержания своего пособия. Но теперь, я надеюсь, данное досадное упущение исправлено. Сор из избы гораздо легче выносить тому, кто находится за ее пределами.

Справедливости ради надо добавить, что издательство "Эксмо" осчастливило подобной обложкой, ставшей популярной исключительно благодаря ФИПИ, не только И.Б.Голуб, но у других авторов. Например, А.Ю.Бисерова, который в то же время публикуется и под брендом ФИПИ. Но Бисеров, при всех ошибках, имеющихся в его книгах, в отличие от Голуб, хотя бы пишет о ЕГЭ, учится, повышает понемногу уровень своей компетенции. Кстати, с тем же дизайном выходят и пособия по другим предметам. А вот И.Голуб учиться не хочет - она предпочитает учить других. Конечно, придя в "Эксмо", она попала в хорошо отлаженную коммерческую мясорубку, но попала она туда, безусловно, добровольно, и, судя по многократным переизданиям ее бесполезного пособия, якобы, на тему ЕГЭ, она очень хорошо в этой мясорубке себя чувствует.

Если честно, то я не вполне понимаю в этой истории позицию ФИПИ: почему они все это терпят и не сменят издательство? Возможно, разгадка в том, что на заре светлой эры ЕГЭ они подписали некое кабальное соглашение с "Эксмо". И вот теперь им приходится отрабатывать "барщину" - тянуть на себе целую телегу, в которой с комфортом расположились второсортные авторы. Впрочем, ФИПИ использует и другие каналы, например, издательства "Национальное образование", "Астрель", "Экзамен", "Интеллект-Центр". Не исключено, что ФИПИ не отказывается от услуг "Эксмо", руководствуясь прагматической народной мудростью, что с дурной овцы хоть шерсти клок. Или это картельное соглашение между ФИПИ, "Эксмо" и "независимыми" авторами!? Или... Версий много, так что лучше остановиться, а то и до теории заговора недалеко.

Так или иначе, потребителю стоит иметь в виду: если вы покупаете пособия издательства "Эксмо", не смотрите на обложку, а заглядывайте внутрь. Если на обложке написано "ЕГЭ", это еще не значит, что пособие вам чем-то поможет при подготовке. А если уж вы решили купить официальное пособие ФИПИ, то ознакомьтесь перед походом в магазин со списком официальной литературы этого института, размещенным на их сайте. Нельзя сказать, что в изданиях ФИПИ уж совсем не бывает ошибок. Например, в сборнике тренировочных заданий ФИПИ 2009 г., также выпущенном "Эксмо" с точно таким же дизайном обложки, содержится пять ошибок (см. И.Цыбулько: "Инфракрасные лучи улавливают сов". Коллекция ошибок в тренировочных заданиях ФИПИ). Но пособия ФИПИ хотя бы имеют прямое отношение к ЕГЭ, а в последние годы и предсказуемый уровень качества. Чего не скажешь о других авторах, устроивших "лежбище котиков" под крышей "Эксмо".

Комментариев нет :

Отправить комментарий