19 дек. 2012 г.

На деревню дедушке. Rus-Exam.ru отправил открытое письмо в ФИПИ с вопросами о "тайнах" ЕГЭ

Эпиграф:
Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался...
А.П.Чехов


КОПИЯ (Оригинал отправлен по E-mail)
Образовательный портал Rus-Exam.ru
www.rus-exam.ru E-mail: admin@rus-exam.ru
19.12.2012 г.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
Уважаемые дамы и господа!

Меня зовут Петр Чернов, я руководитель проекта Rus-Exam.ru. Просьба разъяснить несколько дискуссионных вопросов относительно теоретической базы, которая используется при составлении КИМ ЕГЭ по русскому языку (раздел В). Хотя известно, что спорные вопросы не включаются в ЕГЭ, однако среди профессионалов нет четкого понимания, какие именно элементы следует исключить из рассмотрения при подготовке учащихся. Также нет полной ясности относительно того, какой подход считать правильным при выполнении тех или иных заданий, что приводит к разночтениям в пособиях и тренировочных тестах различных авторов и институтов (например, некоторые вопросы по-разному оцениваются ФИПИ и МИОО). Возможно, что часть из приведенных ниже вопросов разъяснялись Вами ранее на различных семинарах, однако хотелось бы получить документальное подтверждение.

К сведению:

Сайт www.rus-exam.ru - это бесплатное онлайн-пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, видео-канал на You-Tube и форум для филологов и учащихся. Ежедневно на портале регистрируется около 2000 посещений, и хотелось бы, чтобы предлагаемые рекомендации не могли привести выпускников к ошибкам на экзамене. В случае получения от Вас ответа, он будет опубликован на сайте.

С уважением,
Руководитель проекта Rus-Exam.ru
Петр Чернов

E-mail: admin@rus-exam.ru
Сайт: www.rus-exam.ru
Приложение: Вопросы на 3-х стр.



Приложение

1) В1. Причастия и деепричастия с точки зрения способа словообразования.

Проблема:

Следует ли учитывать суффиксы причастий и деепричастий при определении способа словообразования.
Вопросы:
1. Могут ли причастия и деепричастия использоваться в текстах, предлагаемых для анализа в задании В1? Если да:
2. Заложены ли в базу ответов альтернативные варианты? Если нет:
3. Как следует расценивать причастия и деепричастия? Например, каким способом образовано слово ПРИХОДЯЩИХ* - приставочным (форма глагола «приходить» от «ходить») или суффиксальным (от глагола «приходить»)?
*Здесь и далее все примеры чисто гипотетические (они не взяты из каких-либо пособий или открытого сегмента КИМ).


2) В1. Слова с неоднозначной смысловой связью.

Проблема:

Принадлежность похожих слов к одному или разным словарным гнездам иногда является неочевидной.
Вопросы:
1. Могут ли такие слова содержаться в тексте, предлагаемом для анализа в задании В1? Например: ИЗВЕСТЕН (есть ли связь со словом «весть»), ПЕРЕЖИВАТЬ в знач. «волноваться» (связь со словом «пережить»)? Если да:
2. Как в подобных случаях определять производящее слово (от сопоставления с которым зависит выбор способа словообразования)?


3) А11, В2. Категория состояния как часть речи.

Проблема:

Следует ли рассматривать категорию состояния как часть речи.
Вопросы:
1. Могут ли слова, которые можно отнести к категории состояния, использоваться в текстах, предлагаемых для анализа в заданиях А11 и В2? Если да:
2. Например, в задании В2 надо найти наречие, а в тексте есть предложение: «Надо найти наречие». Что делать - выписывать слово НАДО или нет? Как расценивать предложения типа «Пора начинать», «Грех смеяться…» Должны ли слова ПОРА и ГРЕХ считаться существительными в таком контексте?


4) В2. Составные формы сравнительной и превосходной степени с точки зрения определения частей речи.

Проблема:

Следует ли рассматривать составные формы сравнительной и превосходной степени как единое целое, или их надо разбивать на компоненты?
Вопросы:
1. Могут ли такие слова использоваться в текстах, которые предлагаются для анализа в задании В2? Если да:
2. Как их записывать в бланк ответа? Например, если в тексте есть «более настойчивый», «более настойчиво», «самый настойчивый» или «настойчивее всего», а в задании надо найти наречие, то что выписывать? К какой части речи следует причислить в подобных случаях слова «более», «самый», «всего» и т.п.? Можно ли их рассматривать отдельно от наречия или прилагательного?


5) В3. Составные сказуемые (а также составные формы сравнительной и превосходной степени) при анализе словосочетаний.

Проблема:

Можно ли рассматривать составные синтаксические и морфологические единицы как словосочетания с подчинительной связью.

Вопросы:

1. Могут ли составные сказуемые использоваться в текстах, которые предлагаются для анализа в задании В3? Если да:
2. Как следует рассматривать составные именные сказуемые? Например: «Погода была скверная». Можно ли рассматривать БЫЛА+СКВЕРНАЯ как подчинительное словосочетание? Если да, какой это тип связи?
3. Как рассматривать составные глагольные сказуемые - раскладывать на компоненты, использовать как единое целое, или вообще исключить из анализа? Например: «Народ начал расходиться». Как расценивать сочетание НАЧАЛ+РАСХОДИТЬСЯ?
4. Как следует квалифицировать аналитические формы простых глагольных и составных глагольных сказуемых (прошедшего или будущего времени)? Например: «Он будет писать» или «Он должен был сказать…» Следует ли рассматривать как примыкание БУДЕТ+ПИСАТЬ, ДОЛЖЕН+БЫЛ+СКАЗАТЬ, ДОЛЖЕН+СКАЗАТЬ?
5. Как расценивать неполные составные глагольные сказуемые (с пропущенным глаголом). Например: «Ему было очень тяжело и хотелось поскорее из этого дома» (пропущено «уехать»). Если нужно найти примыкание, можно ли, например, выписывать ХОТЕЛОСЬ+ПОСКОРЕЕ, а в качестве управления - ХОТЕЛОСЬ+ИЗ+ДОМА?
6. Можно ли в задании В3 записывать в ответ сочетания, состоящие из более, чем двух слов (не считая предлогов), в том числе с участием составных форм сравнительной и превосходной степени? Например: ДОЛЖЕН+БЫЛ+СКАЗАТЬ, САМЫЙ+КРАСИВЫЙ+ДОМ, СЫГРАЛ+ЛУЧШЕ+ВСЕГО?


Это письмо прошло обсуждение на Форуме. См. ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. Проект письма в ФИПИ»



P.S. Прошло два месяца. Администратор сайта Rus-Exam.ru каждый день выходил на занесенный снегом большак и ждал, не послышится ли вдали звук почтового колокольчика. Ответа от ФИПИ все не было. Под вечер он возвращался в избу. Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит Ирина Цыбулько, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

Москва. 20 февраля 2013 года.

Комментариев нет :

Отправить комментарий