10 окт. 2012 г.

Cложносочиненное или бессоюзное?

#71
Таисия Ивановна Максимович

Хотелось бы обсудить следующее предложение (материал из реального теста ЕГЭ 2010 г: ЕГЭ, 2010, Русский язык, 11 класс 106-1-6).

Задание А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. 1) сложное бессоюзное 2) сложносочиненное 3) простое с однородными членами 4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями А вот и то самое второе (2) предложение: (2) По химическому составу он представляет собой кремнезем, при этом опал почти непрозрачный или окрашенный в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями.


Сразу, разумеется "отпадают" 3 и 4 варианты. Я, признаюсь, в замешательстве... Безусловно, мне хочется сказать, что это сложносочиненное предложение. Моя логика: вторую часть СП можно "присоединить" сочинительными союзами причем, притом. Но ведь в школьных учебниках не выделяется сочинительный союз при этом!!! Если попросить детей разобрать вторую часть СП по частям речи, уверена, они назовут: при - предлог; этом - указат. местоимение. Большинство детей, думаю, напишут, что это бессоюзное предложение! Не знаю, какой ответ хотели увидеть составители этого теста (ответов у меня нет). В справочниках (не школьных!) при этом трактуется и как союз, и как наречие (= одновременно, вдобавок). Разве можно давать такие задания в тестах экзаменационного ЕГЭ??? Какой вариант выбрать?

#72
Петр Чернов

Я думаю, что задание, которое вы процитировали, представляет собой яркий пример ловушки для экзаменуемого. Вы говорите, это из реального теста ЕГЭ? Вдвойне печально. Обычно на реальном экзамене таких подстав не бывает.

Если говорить по существу, то я не могу с Вами не согласиться: в данной контексте «при этом» - союз. Хотя этот вопрос, вероятно допускает разные толкования. У сочинительного союза фиксированная позиция (между частями предложения). А в данном случае можно вместо «при этом опал…» сказать «опал при этом…». Во втором случае «при этом» - наречие. А может быть и в первом тоже… Также я затрудняюсь сказать, к какой «школьной» категории сочинительных союзов отнести «при этом». Короче, вопрос спорный. Что хотели увидеть в ФИПИ в качестве ответа, не знаю. Подозреваю, что вариант (1) – сложное бессоюзное. Хотя я, как и Вы, голосую за вариант (2) – сложносочиненное предложение. Короче, Вы нашли очередную «засаду». Поздравляю! Вы получаете приз «золотой осьминог»

#73
Таисия Ивановна Максимович

Спасибо за ответ! Мне, признаюсь, даже стало легче от того, что это предложение бессоюзное. Так, вероятно, ответит большинство детей.

Маленькая "ремарка": "У сочинительного союза фиксированная позиция (между частями предложения). А в данном случае можно вместо «при этом опал…» сказать «опал при этом…».
Не всегда. Вспомним союзы тоже, также (Арина Петровна не принимала его, к отцу его тоже не допускали). Тоже - по школьным учебникам - союз сочинительный (соединительный). Кстати, многие дети осмысляют тоже как наречие (аналогично и слово также), что находит подтверждение даже в Словаре Ожегова. 2 года назад я "имела беседу" на эту тему с И.П.Цыбулько (меня вывели на нее по Горячей линии). Она рьяно отстаивала тезис, что в тексте (а текста у меня, разумеется, не было) слово "тоже" имеет значение союза.

#74
Петр Чернов

Насчет «тоже» Вы правы, но вопрос опять же спорный. Например Грамматика-80, на которой, по идее, основан школьный курс, сообщает (см. Здесь):
§ 3109. Специфика сочинительных союзов определяется прежде всего фиксированностью их позиции в составе сложного предложения: их место закреплено между соединяемыми частями сложного предложения (исключение составляют неодноместные союзы типа и ... и, ни ... ни, либо... либо, не то ... не то, элементы которых повторяются перед каждой частью сложносочиненного предложения; см. § 3114, 3136).

Комментариев нет :

Отправить комментарий